Главное действующее
лицо нашей темы – ребенок. Главные
вопросы: Как живет ребенок? Как себя чувствует? Можем ли помочь им жить лучше и чувствовать себя лучше?
Чтобы обучать и
развивать ребенка, надо знать как он «устроен», его природу, его мозг. Заслуженный
учитель России В.И. Жохов два с
половиной года занимался диагностической работой и определил такую статистику:
80% детей рождаются талантливыми. К школе у 60% детей таланты исчезают, а к концу 1-го класса талантливых детей
остается только 6%. Значит, система
образования идет против природы ребенка? По мнению педагога, воспитание и развитие должно быть с учетом
естественного кода развития человека. А цель воспитания – развитие всех
природных способностей.
Что же мы делаем не
так? С малых лет мы хотим сделать детей удобными! Удобно, когда они сидят
аккуратно за партой и неудобно, даже некрасиво, когда ребенок крутится – вертится.
Удобно, когда говорит, если ему
разрешили. Удобно, когда он выполняет все то, что предусматривает программа.
Удобно нам – взрослым. А ребенку неудобно, поэтому он растерял уже к первому
классу все таланты. А к среднему звену неуправляем, потому что не хочет
учиться, слушаться…Приходится тянуть, назидать, заставлять. А надо бы создавать
среду, где ребенок мог бы естественно расти и развиваться. То есть
стимулировать то, что есть в нем. А есть многое. Задача: создать условия,
удовлетворяющие потребностям детей. И учебная программа, как известно, направлена
на левополушарное обучение. По мнению В.И.Жохова: «Обычная школа с ее правилами
и требованиями направлена на подавление естественных потребностей детей своим
левополушарным обучением».
На таком фоне очень выгодное положение занимает
дополнительное образование. Вовлекая ребенка в творчество, дополнительное
образование активизирует жизненную энергию и исключает нарушение баланса в
воспитании и обучении. В процессе творчества включаются ресурсы человека в
четырех измерениях: физическом, интеллектуальном, духовном, социально – эмоциональном. Стоит понаблюдать
за детьми во время их работы на кружках, подкупает их интерес к делу, их умение
творить, их естественная уверенность и работоспособность. В нашей практике не
единичен случай, когда, проблемный в школе, ребенок в стенах Дома творчества
раскрывал себя с положительной стороны, менял асоциальное поведение на социально – активное. К нам приводят ребенка,
как говорят учителя и родители: «чтоб стал организованней, аккуратней, перестал
быть агрессивным, научился общаться, кроме получения знаний и прикладных
навыков. В организациях дополнительного образования удается не только
организовать ребенка, руководить его поведением. Здесь он переходит в категорию
талантливых детей. (Хотя он и был им!)
Особенность организаций
дополнительного образования в том, что они отвечают естественным потребностям
ребенка. В ДДТ Зерендинского района действует 25 кружков по 6 направлениям:
художественно – эстетическое, декоративно – прикладное, социально – педагогическое,
экологическое, краеведческое, и туристическое. Детям предоставляется возможность
самостоятельного выбора сферы
деятельности, смены вида занятия в рамках одного объединения, применения индивидуальных сроков
выполнения образовательных программ. Данные факторы способствуют определению важных
особенностей дополнительного образования: дифференциации процесса воспитания и
обучения; креативности деятельности учреждений ДО; диалогового характера
взаимоотношений между преподавателем и учащимся; индивидуализации
воспитательного процесса. В стенах Дома детского творчества ребенок уточняет свои интересы, расширяет и углубляет образование.
Отличительным
качеством дополнительного образования детей является прикладная направленность
обучения. В его программе большая часть занятий отводится освоению приемов и
способов практической деятельности, а
это само по себе является хорошей платформой для профессионализации
учащегося. Таким
образом, дополнительное образование позволяет учащемуся в
полной мере реализовывать свои личностные качества и демонстрировать те
способности, которые очень часто остаются невостребованными общим образованием.
Особенно важно это для детей, природа которых психологами названа «помощник».
Это талантливые люди, которые не любят брать на себя ответственность, поэтому
их не привлекают руководящие роли и высокие посты, в детстве многим тяжело
дается учеба и в среде «учителей» и «лидеров» (так названы природа людей), они чувствуют
себя изгоями, неудачниками и несчастливыми. Этих детей просто необходимо занять
дополнительным образованием, чтобы они сохранили эмоциональное и психическое
здоровье.
Рассмотрим природные
потребности детей и возможности удовлетворения их в организациях
дополнительного образования.
Первая потребность –это
удовлетворение инстинктам социальных потребностей или
общительности. Ребенок в Доме детского творчества объединяется с другими детьми
по интересу и находит идеальную среду для общения. Этому способствует и педагог
с установкой на диалоговый характер взаимоотношений.
Следующая потребность - исследовательский инстинкт. Взрослым надо
усвоить самое важное правило в
воспитании детей: «дети, считают, что лучше уж с ними пусть происходить что-то
плохое, чем вообще ничего». Когда ребенок не занят, он исследует запретное и
опасное. В Доме детского творчества
ребенок вовлечен в исследование:
мастерит ли он поделку, кропит ли над
сценарием, подбирает ли краски к картине, пришивает ли фурнитуру на игрушку.
Отпадает необходимость взорвать баллончик или экспериментировать с
электрической сетью и гвоздем. Вместе с исследованием удовлетворяется еще
и потребность созидания – делания.
Есть у детей инстинкт
«стремление проявить себя». Если ребенку не в чем себя проявить, станет
клоуном. Ученик с невысокими способностями в учебе разлагает дисциплину на
уроке, так он обращает на себя внимание.
Этот инстинкт опасен для ребенка тем, что приклеивается психологический ярлык
«бездельника», «неудачника», «дебошира», «опасного типа». По мнению психолога
Стифа Биддалфа взрослые гипнотизируют детей и прогнозируют будущее привычными словами: бестолковый, неуклюжий, путаешься под ногами,
всегда опаздываешь, от тебя одни проблемы, ненормальный, больной и т.д. В Доме
детского творчества ребенок не слышит
таких негативных прогнозов, так как
получает арену для проявления лучших своих качеств и способностей. Педагог говорит: «молодец», «умница», «у
тебя каждый раз получается удивить меня
своими успехами», «это такая удача для меня, что ты посещаешь мой кружок» и
т.д. Дается установка на успешного созидающего, нужного окружающим
деятеля. Пример: ребенок с ярлыком
«двоечника» в школе, занимаясь у нас, завоевал на областном конкурсе
звание лучшего актера, он проявил себя с пользой для себя и
Дома творчества.
Рассмотрим «инстинкт
подражательности». Младший школьник подражает
творческому педагогу, это воспитывает. Сложнее с подростками: они
способны к нравственно - эстетической
оценке духовной и физической красоты
человека. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеальными
стремлениями. Но не все старшеклассники, стремясь к формированию в себе высоких
нравственных качеств, имеют возможности для их осуществления. В Доме творчества подросток, для которого авторитетным
является мнение ровесников, попадает в
среду, где оценивается его развитость в
культуре, искусстве, логике, творчестве. В то время как другие подростки могут
доказывать свою состоятельность,
взрослость выкуренной сигареты
или выпитым горячительным.
Итак, посещая
Организацию дополнительного образования, ребенок удовлетворяет основные
психологические потребности. Раскрывается интеллектуальный потенциал,
помогающий обучению в школе. Удовлетворяется и еще одна самая главная
потребность: ребенку необходимо
человеческое тепло. Каждый день детям нужна доза человеческого общения, плюс
любовь и похвала – для полного счастья. В условиях творческого общения ребенок
получает эту свою дозу, здесь с ним считаются, его принимают и уважают таким, какой
он есть. Взаимодействие руководителя кружка и воспитанника в
учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается
как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного
образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и
поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и
наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом.
В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников
устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания
образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах
воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому
ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими
словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от
образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений,
интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.
Российский психолог
Людмила Петрановская выразила прогрессивную, на мой взгяд, мысль о том, что
школы ошибочно прилагают большие требования к получению учениками знаний.
Знания устаревают. То, что актуально сегодня, через десять лет может не
пригодиться. Она настаивает на выработке у учеников 4-х компетенций:
- коммуникативность
- кооперация
- креативность
- критическое мышление.
Организация дополнительного образования –благодатная
среда для выработки данных компетенций. Свободная форма занятия позволяет детям
высказываться, да и педагог стремиться к тому, чтобы ребенок пробуждал мысль,
творчество, давал свою оценку, мог оспаривать и был рационализатором. Педагог
учит работать среди других, занимать правильную позицию по отношению к
присутствующим по принципу «проявляй себя, не навредив другому». Здесь
создается идейная среда, он может
ощутить порыв, полет, радость творчества, «где есть энтузиазм и жар души». По
Жохову: включается правое полушарие, которое мощнее левого в 1000 раз, оно
разгружает левое полушарие, облегчая обучаемость в школе. В организациях
дополнительного образования обеспечивается здоровьесбережение: физическое,
эмоциональное, духовное, психическое. На это направлена вся обучающая система
ДО, к тому же педагоги изучают и внедряют специальные игры, упражнения и
тренинги на развитие мозга. Такой подход не может не способствать модернизации
сознания и закладки «золотого фонда
нации», о котором говорит Президент РК Назарбаев Н.А.