Тема:
«Учиться быть толерантным»
Цель: развитие
позитивного опыта толерантного взаимодействия, воспитание правовой культуры,
воспитание культуры мира; получение информации об усилии мировой общественности
по предотвращению насилия.
Форма проведения:
комбинированная (мини-лекция, дискуссия, тренинговые упражнения, практикум).
Ресурсы: флип чарт, карта «ковер идей», цитата
«XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе.
Жак Семлен»,
полоски бумаг желтого, голубого и белого
цветов (по 8-10 каждого), плакат с рисунком солнца и карточки – облака, белые
листы А 4 на каждого участника.
Ход занятия:
I. Приветствие. (Группа
стоит в кругу)
Упражнение
«Мировое приветствие».
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран
·
сложить руки (как в
"молитве") на уровне груди и поклониться (Япония);
·
пожать друг другу руки,
стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
·
крепко обняться и три
раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
·
показать язык (Тибет);
·
очень крепко пожать друг
другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
·
помахать рукой, обняться
и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга
способом, указанным на карточке.
Обсуждение
- понравилась ли вам игра?
- попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши
приветствия;
- было ли трудно здороваться каким-то способом?
- показались ли какие-то из приветствий смешными?
- как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
- какую роль играют приветствия в нашей жизни?
II. Разминка.
Настрой на роботу.
Упражнение
«Уровень настроения».
Отличное
– большой палец смотрит вверх.
Среднее
– палец направлен в сторону.
Плохое
– палец вниз.
Игра
«Импульс».
Все
берутся за руки. Ведущий произносит доброе пожелание (Желаю всем интересно и
успешно провести время на занятии!) и пожимает руку соседу, пожатие передается
по кругу каждому и возвращается ведущему.
III. Работа над темой. (Группа садиться полукругом по –
отношению к доске)
1.
Сообщение
цели.
Сегодня
мы будем учиться толерантности, будем оттачивать в себе черты человечности,
выражая свою точку зрения, выслушивая других и принимая то, что не по-нашему.
Тема занятия «Учиться быть толерантным».
2. Мини-лекция
XXI
век будет веком ненасилия или его не будет вовсе. Жак Семлен.
Вся
история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Культ насилия
формировался в сознании человека тысячелетиями. XX век принес такие проявления
жестокости, что человечество содрогнулось. После окончания Второй Мировой войны
были предприняты решающие шаги, продиктованные потребностью человечества
защитить себя от ненависти, насилия и жестокости. И в первую очередь от
фашизма. С этой целью (в процессе объяснения данные кратко записываются на флип
- чарт)
в 1945 году была образована
Организация Объединенных наций.
в 1946 году – ЮНЕСКО,
в 1948 году – принята Всеобщая
Декларация прав человека.
Впервые в 1989 году генеральный директор
ЮНЕСКО Федерико Майор выдвинул идею нового видения мира - концепцию «Культура мира».
16
ноября 1995 год – принятие Организацией Объединенных наций.
Декларации принципов толерантности.
3.
Мозговой штурм.
-Что такое толерантность?
(терпимость, взаимоуважение, диалог и
т.д.)
Толерантность - привилегия сильных и умных, умение
продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций
4.
Упражнение «Мы разные».
- Пожалуйста, все закройте глаза и
выполняйте мою команду:
- сверните лист пополам;
- сверните еще раз пополам;
- оторвите верхний правый угол
- сверните еще раз и опять оторвите
правый угол
- откройте глаза и посмотрите на свое
произведение, поднимите его над головой, чтобы все увидели результаты вашего
труда.
Все результаты разные. Почему?
(Потому что разные мы все)
А это хорошо или плохо? (ответы)
5.
Упражнение «Облака - Солнышко».
- Закройте все глаза, вспомните и
поднимите руку те, кого когда-нибудь обижали.
- Поднимите руку с закрытыми глазами те,
кто сам обижал кого – то
- Напишите на облачке чувства, которые
вы испытывали в тот момент.
(Каждый
участник на рисунке «облако» пишет
испытанное негативное чувство. Эти «облака» наклеиваются на ватман с
изображением солнца.)
Солнышко пропало под облаками. Также и
наши обиды и плохое настроение портят нам жизнь, мешают работать.
Нужно снять это напряжение. Как это
можно сделать?
Дети вслух предлагают на каждое «облако
чувств» выход, предложение того как можно поступить. И с каждой находкой
снимается «облако».
Конфликт исчерпан, снова засияло
солнышко.
Теперь
вы знаете как поступать, если вы обиделись или обидели кого – то. Вы проявили
толерантность.
6.
Техника «Ковер идей». Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?
Цель:
воспитание
толерантности, развитие критического мышления.
I этап –
понимание проблемы.
(Каждая группа получает по 10 полосок
одного цвета и большой лист бумаги).
- Почему в нашей жизни трудно быть
толерантным? Почему такая проблема существует? Напишите свои ответы на
полученных полосках бумаги (на одной полоске – один ответ, не обязательно
использовать все полоски). Время – 4
мин. Сделайте на большом листе «ковер», наклеивая полоски так, чтобы можно
было прочитать.
Каждая группа презентует свой «ковер»
- Теперь мы знаем, почему трудно быть
толерантным.
II этап - поиск
решений. Что
можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию? Получите по 10 полосок другого
цвета. Идеи, как решить проблему, записываем на цветных полосках (на одной
полоске один ответ).
Время
-4 мин.
Доклейте новые полоски к своему ковру.
Каждая группа вновь презентует свой
«ковер»
III –
индивидуализация деятельности. (раздаются
полоски бумаг третьего цвета) На этом этапе каждый из нас ответит на
вопрос: что лично я сделаю, чтобы
изменить существующую ситуацию. Каждый пишет запланированные действия на
полоске бумаги.
Время
– 4 мин. Группы
по очереди читают индивидуальные полоски и приклеивают их не к «ковру», а на стене так, чтобы потом легко
было их прочитать. Похожие идеи приклеиваем одну под другой, чтобы были
очевидны приоритетные.
IV этап –
оценивание идей. Каждый
участник получает 2 красные и 2 зеленые наклейки. Красный цвет обозначает, что наверняка это сделаю, а зеленый - что попробую это сделать. Ходим
вокруг зала, еще раз перечитываем все идеи и приклеиваем наклейки на избранных
нами идеях (не обязательно использовать все наклейки)
Итог: Каждый из вас
получил возможность подумать и выразить, что сделает он лично, чтобы помочь в
решении общей проблемы. Жак Семлен сказал: «XXI
век будет веком ненасилия или его не будет вовсе». Как вы можете
посодействовать тому, чтобы XXI век стал веком
ненасилия? («…от того, что один человек
совершит, или даже замыслит, чье – то будущее зависит».) Каждый из нас
может своими поступками и словами
повлиять на культуру мира среди окружающих, тем самым внести свой
маленький вклад в большую цель.
7. Рефлексия. Заключительный круг. Что нового и полезного
узнали на данном занятии. Покажите теперь уровень
настроения. Что способствовало изменению настроения?
Упражнение «Импульс»: с пожеланием «пусть сегодня вы сможете поблагодарить
хотя бы троих людей, найдите за что…». И на прощание предлагаю послушать
аудиозапись «Молитву» Антуана де Сент Экзюпери.